Біографія художника

Кратко о себе.

Моя родина – Россия, степное Ставрополье,  с. Дмитриевское на берегу тихой речки с поэтическим названием Егорлык, затерявшееся в бескрайних просторах. 
Жил в той части села, в которой проживали  переселенцы из Таврической губернии Украины. Видимо, поэтому культура Украины органично вошла в мою жизнь, а Марганец стал второй Родиной с 1965 года.
Память детства прочно сохраняет нивы, волнующиеся под напором ветров с разливами по ним белых и красных маков, редкие благодатные дожди, сильную жару в страдную пору, осеннее ненастье со скрипом ставней на окнах, запахи полыни, шалфея, донника, неброскую красоту весенних лесных полос, загадочную жизнь неповторимых балок, трудолюбивых добрых и отзывчивых односельчан.
Любовь к природе и изобразительному искусству, да и к прекрасному вообще,  чувствовал к себе всегда.  Думаю, что это – от рождения.
Тяга к рисованию была постоянно, но получить хотя бы изначальные навыки было негде, да и не у кого.
Мой художественный вкус формировался на репродукциях с работ русских и зарубежных художников в журнале «Огонек».
Новочеркасский политехнический институт
Будучи студентом Новочеркасского политехнического института, познакомился с известным ставропольским художником Гречишиным П.М., связь с которым не прерывается до сих пор.

По приезду в Марганец познакомился с Безугловым П.М., организовали изостудию, но обстоятельства позволили прозаниматься в ней всего несколько месяцев. Постоянно, по возможности, посещал музеи, выставки, изучал специальную литературу. Всегда благодарен судьбе за то, что она свела меня  не только с большими художниками Грицаем А.М., Красным И.Н., Шануем Б.З., Павловым Н.В., Яблонской Т.Н., но и со специалистами – лесниками, ботаниками, учителями, деятелями культуры.
Общение с ними расширяло кругозор, вселяло уверенность в неповторимость и красоту окружающего мира.
Я – пейзажист, убежденный реалист и если достиг каких – то скромных результатов, то только трудом и любовью.
Люблю, что естественно, людей, музыку, поэзию, литературу, кино, балет…
Иван Александрович с женой и сыном


Иван Александрович с дочерью и сыном
Искусство меня окрыляет, ему я обязан всем светлым в жизни. Счастлив, если мое творчество находит понимание в сердцах зрителей.
Иван Барнаш

Восхождение, или в плену у мечты детства.

Чтобы познать душу этого человека, надо взглянуть на мир его глазами: самозабвенно полюбить природу, искренне поверить, что лишь в единстве с ней можно познать ее тайны, рассмотреть красоту и многообразие флоры и фауны, укрепиться в понимании необходимости приумножать эти богатства.
Мальчику из степного Ставрополья Ивану Барнашу любовь к окружающему миру, умение видеть и тонко чувствовать его оттенки и полутона, казалось, передались на генетическом уровне. И даже превратности судьбы не смогли искоренить эту любовь, которая сполна проявилась в его творчестве.


Ванюше шел третий год, когда в 1941-м он остался сиротой. С первых дней Великой Отечественной войны ушел на фронт и больше не вернулся отец. Спустя три месяца, родив дочь, умерла мать, а за ней и новорожденная. Ваня и старшая на четыре года сестричка Вера остались в родительском доме одни, поэтому все заботы о них взяли на себя дедушка и бабушка по материнской линии, многодетные колхозники Кирилл Евграфович и Марина Филимоновна Козюры, и их младшие дети (старшие дочери уже имели свои семьи, а сын служил в Черноморском флоте, пропав без вести в годы войны).
Сызмальства не по годам рассудительный мальчик Ванечка полной мерой познал тяжелый крестьянский труд: управлялся по дому, в огороде, выпасал живность, заготавливал сено в пойме реки, был главным помощником дедушки во всех мужских делах. Часто вместо него оставался сторожем на току, бахче. С пятого класса на каникулах работал прицепщиком в тракторной бригаде, затем - на соломокопнителе комбайна, зарабатывал трудодни - наравне со взрослыми, всегда ответственно относился к порученному делу. Уравновешенного, вежливого, трудолюбивого «муравья» Ваню Барнаша любили не только родные, которым он искренне благодарен за теплый кров и утешительное слово, а и многие односельчане.
Ивана восхищала стройность живого наполнения природного пространства, будь то изысканная бабочка на роскошной мальве в полыхающем всеми цветами радуги бабушкином палисаднике, парящий в лазурном небе над сенокосом стрепет, или жирующая в тихих заводях Егорлыка рыба. Среди множества шумов он различал ровное дыхание земли, звук раскрывающихся по весне почек, восторгался шелестом-волнением хлебных полей, принимал за высшее благо шепот долгожданного дождя, внимал его «морзянке» по стеклам окон дома, следил за полетом отяжелевшей от собранного нектара пчелы.
Он впитывал в себя эти непостижимые зрительные образы и в тайниках души вынашивал желание запечатлеть их на холсте, чтобы поделиться с окружающими, увековечив прекрасные мгновения. Его влекла и восхищала живопись, задевая трепетные струны тонко чувствующего сердца. Ваня Барнаш доподлинно знал, какие репродукции картин знаменитых художников украшают стены домов земляков в родном селе Дмитриевском Красногвардейского района Ставропольского края. Его в 1847 году основали переселенцы из Белгородской, Черниговской, Полтавской, Воронежской, Курской, Киевской, Таврической и других губерний. Людей привлекло сюда, на Северный Кавказ, обилие свободных земель, где только трудись-не ленись - и живи в достатке.
Манила парнишку еще одна местная достопримечательность – каменный Дмитриевский крест, расположенный неподалеку.
Дмитриевский  каменный крест - историческая памятка
 По версии историков, он был безмолвным свидетелем походов древнерусских дружин на полуостров Крым. Мальчик мысленно сопровождал боевые порядки, пытаясь представить события, воспетые в легендах края.
Увлеченное чтение книг и журнальных статей о художниках также способствовали укреплению интереса к изобразительному искусству. Ивана восхищали работы Брюллова, Иванова, Кипренского, Саврасова, Шишкина, Левитана, Репина, Сурикова, Куинджи, Рубенса, Ван Дейка, Яблонской, Шовкуненко, Похитонова и многих других. Он очень хотел рисовать, но учиться было не у кого и негде. Поэтому вхождение в мир изобразительного искусства, живописи и графики совершал через рассматривание репродукций (эта привычка, кстати, осталась до сих пор).
По рекомендации старшего товарища с пятого класса Иван по заказу сельской библиотеки стал писать плакатным пером на обоях лозунги для тракторных и полевых бригад, а в награду получал цветные вкладыши из журнала «Огонек».
- Для меня это было целое богатство, - вспоминает Иван Александрович. – С тех пор я начал системно познавать творчество художников-классиков и современных мастеров-живописцев. Хоть в школе и не получил элементарных азов изобразительной грамоты, но твердо знал, что рисовать и писать буду позже, пусть даже за лет 30.
В 1956 году, окончив среднюю школу, Иван Барнаш поступил в Новочеркасский политехнический институт (Ростовская область) на специальность «Маркшейдерское дело» горно-геологического факультета. Несмотря на то, что учебное заведение было техническим, его преподаватели охотно вводили студентов в чарующий мир искусства. Посещение театра, музеев, выставок, вернисажей, концертов стали частью жизни и духовного роста, а студенческий оркестр, оперную и балетную студии, вокальный, танцевальный и другие кружки знали далеко за пределами политтеха и города. Доводилось посещать и встречи с деятелями культуры, в числе которых бывал автор «Тихого Дона» М. А. Шолохов.

В Новочеркасске Ивана Александровича покорил чудесный музей истории донского казачества, где были широко представлены оригинальные полотна передвижников И. Крылова и Н. Дубовского, других их коллег. Парня, который буквально бредил живописью и графикой, они поразили до глубины души. Неизгладимое впечатление произвело и посещение дома-музея баталиста Грекова.
В 1958 году в краеведческом музее Ставрополя студент Ивана Барнаш увидел два живописных полотна – «Осенняя дорожка» и «Дубы зимой в парке культуры и отдыха», а вскоре познакомился с их автором, земляком, известным художником-пейзажистом, заслуженным художником России Павлом Моисеевичем Гречишкиным. Знакомство переросло в крепкую творческую дружбу маститого живописца и стремящегося к серьезным занятиям художественным творчеством молодого человека. Вот почему, пройдя мощную школу духовной закалки, Ивану Барнашу так не хотелось расставаться с последней столицей казачества.
Ностальгию по городу юности ему с лихвой компенсировала ошеломляюще богатая природа Центральной России, которая буквально заворожила северокавказца-степняка.
– Думал, что вряд ли увижу что-либо восхитительней родного края, но, получив после выпуска направление на работу в Липецкую область, был шокирован природным богатством и разнообразием флоры и фауны этой местности, не воспетой должным образом поэтами, музыкантами и художниками. Здесь я утвердился в своем желании рисовать, животворить, – вспоминает Иван Александрович.
Впервые в жизни он видел в изобилии хвойные деревья, березовые рощи, настоящие лесные массивы, заросли душистой черемухи, огромные поляны благоухающих ландышей… Его мечта все это богатство живописать становилась все сильнее, но соответствующей подготовки, как и прежде, не было, а тематическая литература не могла заменить практических навыков.
Дело сдвинулось с места, когда И. А. Барнаш в 1965 году переехал в Марганец. Работая маркшейдером в Басанском карьере Грушевского рудоуправления, он мог ежедневно любоваться местным природным разнообразием.
Иван Александрович в окрестностях Марганца

 А в Доме пионеров молодой человек нашел изостудию, которой руководил профессиональный художник и чудесный человек П. М. Безуглов.
При более близком знакомстве, достойно оценив одержимость Барнаша, Павел Макарович предложил:
- Почему бы вам, молодой человек, не открыть в городе изостудию для взрослых? Возьмете на себя организационные заботы, а в плане творческого обеспечения у вас есть я.
Это был глоток свежего воздуха, о котором он так давно мечтал. Без особого труда Иван Александрович нашел взаимопонимание с директором рудоремонтного завода В. Ф. Самотейкиным, который никому не отказывал в добрых начинаниях на благо Марганца и его жителей. Для занятий он предоставил большой светлый зал, откуда демонтировали станки. Управляющий Грушевским рудоуправлением В. В. Демченко и секретарь парткома И. Т. Черных выделили стройбригаду и необходимые для ремонта освободившегося помещения материалы. Внес свою лепту и управляющий РУ им. 40-летия Октября А. М. Костюк, выполнивший заказ на изготовление подставок и мольбертов, прочего оборудования и оплативший его.
Наконец изостудия заработала! Иван Александрович был на седьмом небе от радости. Ему шел тридцатый год, и он вплотную приблизился к осуществлению мечты: делал все возможное для полноценной работы студии, осваивал азы художественного мастерства. 
Лейтенант Барнаш рисует верхушки сосен.
Но неожиданно его призвали на двухлетнюю воинскую службу, и все столь тщательно созданное со временем распалось.


 На этом специальное образование И. А. Барнаша завершилось. Во время службы он много рисовал с натуры, ориентируясь исключительно на реалистичные методы изображения, осваивал технику акварели, доставал и изучал специальную литературу, бывал в Днепропетровском художественном музее.


На выставках картин

После возвращения в город продолжил целенаправленное освоение рисунка и акварельной живописи, начал работать цветными карандашами. Часто посещал Киев, его музеи и выставки, где познакомился с прекрасными графиками и акварелистами Иваном Николаевичем Красным и Борисом Зусьевичем Шацем. Неизгладимый след в душе оставила и дружба с замечательным пейзажистом, тонким лириком Алексеем Михайловичем Грицаем, у которого И. А. Барнаш дважды гостил в мастерской на Верхней Масловке в Москве. Встречи и беседы с известными художниками, их оценка его творчества утвердили в мысли, что он на правильном пути.
Вот как сам Иван Александрович расставляет приоритеты в своей жизни и творчестве:
- Мне ничего легко не давалось. Но занятия рисованием и живописью всегда считал и считаю лучшей, главной составляющей моей жизни. И в бытность работы главным маркшейдером комбината, и в годы пребывания на высокой выборной должности – секретаря парткома МГОКа. Только пройдя все ступени роста, на седьмом десятке лет я осознал, что в изобразительном искусстве у меня что-то начало получаться. И помогает мне в творчестве живой интерес, любовь к другим видам искусства – поэзии, музыке, литературе. Но основа, откуда черпаю вдохновение и силы, конечно же, - общение с природой, людьми, а также яркие, незабываемые картины детства и отрочества. Мне всегда везло на встречи с интересными, духовно богатыми, одаренными личностями. Может, еще и потому, что я об этих встречах мечтал, искал их, становясь богаче и увереннее в себе.
Встреча И Барнаша с актером Е.Леоновым

Да и сам он, человек широкого кругозора и высокой духовности, всегда привлекал к себе неравнодушных земляков. Первая персональная выставка И. А. Барнаша, давшаяся ему очень нелегко, состоялась в конце 1990 года в киевском Доме литераторов. Зрители приняли ее весьма доброжелательно, а указанные профессионалами недостатки помогли самодеятельному художнику избежать их в дальнейших презентациях.
В 2012 году на средства первичной профсоюзной организации металлургов и горняков Украины на ПАО «Марганецкий ГОК» (председатель – А. И. Буряк) был издан альбом И. А. Барнаша «Пейзажные мелодии», вышедший в запорожском издательстве «Дикое поле» тиражом в 500 экземпляров. Общее впечатление от этого литературно-художественного издания – это воплощенная в картинах давнишняя мечта, многолетние искания человека, бесконечно влюбленного в наш прекрасный мир.
С первых лет жизни и работы в Марганце Иван Александрович максимально проявлял свою одержимость в любви к горняцкому краю, его природе и истории.
- Мне очень близки красоты окрестностей Марганца, наверное, потому, что онаи сродни пейзажному колориту моей малой родины. Я стремлюсь создавать образы, которые мне очень знакомы и которые меня бесконечно волнуют.

Благодаря его усилиям, всячески поддерживаемым бывшим директором горно-обогатительного комбината, Героем соцтруда К. С. Щербиной, ученые Донецкого ботанического сада АН Украины провели комплексное обследование растительного мира части территории МГОКа, в результате чего балка Крутенька получила статус заповедной. Работы проводились на договорной основе за счет средств комбината.
В балке Крутенькой с классом дочери


Экскурсию в балкке Крутенька ведет  Барнаш

На той же основе археологи Днепропетровского исторического музея им. Д. Яворницкого провели раскопки древних курганов, уникальных памятников культуры, попадающих в зону ведения горных работ как подземным, так и открытым способами. Найденные интересные экспонаты хранятся в фондах музея.
Несмотря на возраст, постоянную занятость (ведь Иван Александрович до недавнего был председателем совета ветеранов МГОКа), он ведет постоянную работу по охране природы, пропагандирует любовь к ней и к изобразительному искусству посредством бесед, организации выставок и других массовых форм популяризации.
Во время одной из творчесих встреч

Я рассказала об Иване Александровиче Барнаше, человеке неординарном и хорошо знакомом марганчанам, совершенно в нетрадиционном для себя стиле. Это своего рода пример для тех одержимых, кто решил сделать себя сам. Дерзайте, марганчане,  и у вас, как и у него, все получится! Надо только очень верить в себя, в свою звезду.
Вера ХВОСТИК.

















Комментариев нет:

Отправить комментарий