Кратко о себе.
Моя родина – Россия, степное Ставрополье, с. Дмитриевское на берегу тихой речки с поэтическим названием Егорлык, затерявшееся в бескрайних просторах.Жил в той части села, в которой проживали переселенцы из Таврической губернии Украины. Видимо, поэтому культура Украины органично вошла в мою жизнь, а Марганец стал второй Родиной с 1965 года.
Память детства прочно сохраняет нивы, волнующиеся под напором ветров с разливами по ним белых и красных маков, редкие благодатные дожди, сильную жару в страдную пору, осеннее ненастье со скрипом ставней на окнах, запахи полыни, шалфея, донника, неброскую красоту весенних лесных полос, загадочную жизнь неповторимых балок, трудолюбивых добрых и отзывчивых односельчан.
Любовь к природе и изобразительному искусству, да и к прекрасному вообще, чувствовал к себе всегда. Думаю, что это – от рождения.
Тяга к рисованию была постоянно, но получить хотя бы изначальные навыки было негде, да и не у кого.
Мой художественный вкус формировался на репродукциях с работ русских и зарубежных художников в журнале «Огонек».
Новочеркасский политехнический институт |
По приезду в Марганец познакомился с Безугловым П.М., организовали изостудию, но обстоятельства позволили прозаниматься в ней всего несколько месяцев. Постоянно, по возможности, посещал музеи, выставки, изучал специальную литературу. Всегда благодарен судьбе за то, что она свела меня не только с большими художниками Грицаем А.М., Красным И.Н., Шануем Б.З., Павловым Н.В., Яблонской Т.Н., но и со специалистами – лесниками, ботаниками, учителями, деятелями культуры.
Общение с ними расширяло кругозор, вселяло уверенность в неповторимость и красоту окружающего мира.
Я – пейзажист, убежденный реалист и если достиг каких – то скромных результатов, то только трудом и любовью.
Люблю, что естественно, людей, музыку, поэзию, литературу, кино, балет…
Иван Александрович с женой и сыном |
Иван Александрович с дочерью и сыном |
Иван Барнаш
Восхождение, или в плену у мечты детства.
Чтобы познать душу этого
человека, надо взглянуть на мир его глазами: самозабвенно полюбить природу,
искренне поверить, что лишь в единстве с ней можно познать ее тайны,
рассмотреть красоту и многообразие флоры и фауны, укрепиться в понимании
необходимости приумножать эти богатства.
Мальчику из степного Ставрополья
Ивану Барнашу любовь к окружающему миру, умение видеть и тонко чувствовать его
оттенки и полутона, казалось, передались на генетическом уровне. И даже
превратности судьбы не смогли искоренить эту любовь, которая сполна проявилась
в его творчестве.
Ванюше шел третий год, когда в
1941-м он остался сиротой. С первых дней Великой Отечественной войны ушел на
фронт и больше не вернулся отец. Спустя три месяца, родив дочь, умерла мать, а
за ней и новорожденная. Ваня и старшая на четыре года сестричка Вера остались в
родительском доме одни, поэтому все заботы о них взяли на себя дедушка и
бабушка по материнской линии, многодетные колхозники Кирилл Евграфович и Марина
Филимоновна Козюры, и их младшие дети (старшие дочери уже имели свои семьи, а
сын служил в Черноморском флоте, пропав без вести в годы войны).
Сызмальства не по годам
рассудительный мальчик Ванечка полной мерой познал тяжелый крестьянский труд: управлялся
по дому, в огороде, выпасал живность, заготавливал сено в пойме реки, был
главным помощником дедушки во всех мужских делах. Часто вместо него оставался
сторожем на току, бахче. С пятого класса на каникулах работал прицепщиком в
тракторной бригаде, затем - на соломокопнителе комбайна, зарабатывал трудодни - наравне со
взрослыми, всегда ответственно относился к порученному делу. Уравновешенного,
вежливого, трудолюбивого «муравья» Ваню Барнаша любили не только родные,
которым он искренне благодарен за теплый кров и утешительное слово, а и многие
односельчане.
Ивана восхищала стройность живого
наполнения природного пространства, будь то изысканная бабочка на роскошной
мальве в полыхающем всеми цветами радуги бабушкином палисаднике, парящий в
лазурном небе над сенокосом стрепет, или жирующая в тихих заводях Егорлыка
рыба. Среди множества шумов он различал ровное дыхание земли, звук
раскрывающихся по весне почек, восторгался шелестом-волнением хлебных полей,
принимал за высшее благо шепот долгожданного дождя, внимал его «морзянке» по
стеклам окон дома, следил за полетом отяжелевшей от собранного нектара пчелы.
Он впитывал в себя эти
непостижимые зрительные образы и в тайниках души вынашивал желание запечатлеть их
на холсте, чтобы поделиться с окружающими, увековечив прекрасные мгновения. Его
влекла и восхищала живопись, задевая трепетные струны тонко чувствующего
сердца. Ваня Барнаш доподлинно знал, какие репродукции картин знаменитых
художников украшают стены домов земляков в родном селе Дмитриевском
Красногвардейского района Ставропольского края. Его в 1847 году основали
переселенцы из Белгородской, Черниговской, Полтавской, Воронежской, Курской,
Киевской, Таврической и других губерний. Людей привлекло сюда, на Северный
Кавказ, обилие свободных земель, где только трудись-не ленись - и живи в
достатке.
Манила парнишку еще одна местная
достопримечательность – каменный Дмитриевский крест, расположенный неподалеку.
По версии историков, он был безмолвным свидетелем походов древнерусских дружин
на полуостров Крым. Мальчик мысленно сопровождал боевые порядки, пытаясь представить
события, воспетые в легендах края.
Дмитриевский каменный крест - историческая памятка |
Увлеченное чтение книг и
журнальных статей о художниках также способствовали укреплению интереса к
изобразительному искусству. Ивана восхищали работы Брюллова, Иванова,
Кипренского, Саврасова, Шишкина, Левитана, Репина, Сурикова, Куинджи, Рубенса,
Ван Дейка, Яблонской, Шовкуненко, Похитонова и многих других. Он очень хотел
рисовать, но учиться было не у кого и негде. Поэтому вхождение в мир
изобразительного искусства, живописи и графики совершал через рассматривание
репродукций (эта привычка, кстати, осталась до сих пор).
По рекомендации старшего товарища
с пятого класса Иван по заказу сельской библиотеки стал писать плакатным пером
на обоях лозунги для тракторных и полевых бригад, а в награду получал цветные
вкладыши из журнала «Огонек».
- Для меня это было целое
богатство, - вспоминает Иван Александрович. – С тех пор я начал системно
познавать творчество художников-классиков и современных мастеров-живописцев.
Хоть в школе и не получил элементарных азов изобразительной грамоты, но твердо
знал, что рисовать и писать буду позже, пусть даже за лет 30.
В 1956 году, окончив среднюю
школу, Иван Барнаш поступил в Новочеркасский политехнический институт
(Ростовская область) на специальность «Маркшейдерское дело» горно-геологического
факультета. Несмотря на то, что учебное заведение было техническим, его
преподаватели охотно вводили студентов в чарующий мир искусства. Посещение
театра, музеев, выставок, вернисажей, концертов стали частью жизни и духовного
роста, а студенческий оркестр, оперную и балетную студии, вокальный,
танцевальный и другие кружки знали далеко за пределами политтеха и города.
Доводилось посещать и встречи с деятелями культуры, в числе которых бывал автор
«Тихого Дона» М. А. Шолохов.
В Новочеркасске Ивана
Александровича покорил чудесный музей истории донского казачества, где были
широко представлены оригинальные полотна передвижников И. Крылова и Н.
Дубовского, других их коллег. Парня, который буквально бредил живописью и
графикой, они поразили до глубины души. Неизгладимое впечатление произвело и
посещение дома-музея баталиста Грекова.
В 1958 году в краеведческом музее
Ставрополя студент Ивана Барнаш увидел два живописных полотна – «Осенняя
дорожка» и «Дубы зимой в парке культуры и отдыха», а вскоре познакомился с их
автором, земляком, известным художником-пейзажистом, заслуженным художником
России Павлом Моисеевичем Гречишкиным. Знакомство переросло в крепкую
творческую дружбу маститого живописца и стремящегося к серьезным занятиям
художественным творчеством молодого человека. Вот почему, пройдя мощную школу
духовной закалки, Ивану Барнашу так не хотелось расставаться с последней
столицей казачества.
Ностальгию по городу юности ему с
лихвой компенсировала ошеломляюще богатая природа Центральной России, которая
буквально заворожила северокавказца-степняка.
– Думал, что вряд ли увижу
что-либо восхитительней родного края, но, получив после выпуска направление на
работу в Липецкую область, был шокирован природным богатством и разнообразием
флоры и фауны этой местности, не воспетой должным образом поэтами, музыкантами
и художниками. Здесь я утвердился в своем желании рисовать, животворить, –
вспоминает Иван Александрович.
Впервые в жизни он видел в
изобилии хвойные деревья, березовые рощи, настоящие лесные массивы, заросли
душистой черемухи, огромные поляны благоухающих ландышей… Его мечта все это
богатство живописать становилась все сильнее, но соответствующей подготовки,
как и прежде, не было, а тематическая литература не могла заменить практических
навыков.
Дело сдвинулось с места, когда И. А. Барнаш в 1965 году переехал в
Марганец. Работая маркшейдером в Басанском карьере Грушевского рудоуправления, он
мог ежедневно любоваться местным природным разнообразием.
А в Доме пионеров молодой человек нашел изостудию, которой руководил профессиональный художник и чудесный человек П. М. Безуглов.
Иван Александрович в окрестностях Марганца |
А в Доме пионеров молодой человек нашел изостудию, которой руководил профессиональный художник и чудесный человек П. М. Безуглов.
При более близком знакомстве,
достойно оценив одержимость Барнаша, Павел Макарович предложил:
- Почему бы вам, молодой человек,
не открыть в городе изостудию для взрослых? Возьмете на себя организационные
заботы, а в плане творческого обеспечения у вас есть я.
Это был глоток свежего воздуха, о
котором он так давно мечтал. Без особого труда Иван Александрович нашел
взаимопонимание с директором рудоремонтного завода В. Ф. Самотейкиным, который
никому не отказывал в добрых начинаниях на благо Марганца и его жителей. Для
занятий он предоставил большой светлый зал, откуда демонтировали станки.
Управляющий Грушевским рудоуправлением В. В. Демченко и секретарь парткома И.
Т. Черных выделили стройбригаду и необходимые для ремонта освободившегося
помещения материалы. Внес свою лепту и управляющий РУ им. 40-летия Октября А.
М. Костюк, выполнивший заказ на изготовление подставок и мольбертов, прочего
оборудования и оплативший его.
Наконец изостудия заработала!
Иван Александрович был на седьмом небе от радости. Ему шел тридцатый год, и он
вплотную приблизился к осуществлению мечты: делал все возможное для полноценной
работы студии, осваивал азы художественного мастерства.
Но неожиданно его
призвали на двухлетнюю воинскую службу, и все столь тщательно созданное со
временем распалось.
На этом специальное образование И. А. Барнаша завершилось. Во время службы он много рисовал с натуры, ориентируясь исключительно на реалистичные методы изображения, осваивал технику акварели, доставал и изучал специальную литературу, бывал в Днепропетровском художественном музее.
Лейтенант Барнаш рисует верхушки сосен. |
На этом специальное образование И. А. Барнаша завершилось. Во время службы он много рисовал с натуры, ориентируясь исключительно на реалистичные методы изображения, осваивал технику акварели, доставал и изучал специальную литературу, бывал в Днепропетровском художественном музее.
На выставках картин |
После возвращения в город
продолжил целенаправленное освоение рисунка и акварельной живописи, начал
работать цветными карандашами. Часто посещал Киев, его музеи и выставки, где
познакомился с прекрасными графиками и акварелистами Иваном Николаевичем
Красным и Борисом Зусьевичем Шацем. Неизгладимый след в душе оставила и дружба
с замечательным пейзажистом, тонким лириком Алексеем Михайловичем Грицаем, у
которого И. А. Барнаш дважды гостил в мастерской на Верхней Масловке в Москве.
Встречи и беседы с известными художниками, их оценка его творчества утвердили в
мысли, что он на правильном пути.
Вот как сам Иван Александрович
расставляет приоритеты в своей жизни и творчестве:
- Мне ничего легко не давалось.
Но занятия рисованием и живописью всегда считал и считаю лучшей, главной
составляющей моей жизни. И в бытность работы главным маркшейдером комбината, и
в годы пребывания на высокой выборной должности – секретаря парткома МГОКа.
Только пройдя все ступени роста, на седьмом десятке лет я осознал, что в
изобразительном искусстве у меня что-то начало получаться. И помогает мне в
творчестве живой интерес, любовь к другим видам искусства – поэзии, музыке,
литературе. Но основа, откуда черпаю вдохновение и силы, конечно же, - общение
с природой, людьми, а также яркие, незабываемые картины детства и отрочества.
Мне всегда везло на встречи с интересными, духовно богатыми, одаренными личностями.
Может, еще и потому, что я об этих встречах мечтал, искал их, становясь богаче
и увереннее в себе.
Встреча И Барнаша с актером Е.Леоновым |
Да и сам он, человек широкого
кругозора и высокой духовности, всегда привлекал к себе неравнодушных земляков.
Первая персональная выставка И. А. Барнаша, давшаяся ему очень нелегко,
состоялась в конце 1990 года в киевском Доме литераторов. Зрители приняли ее
весьма доброжелательно, а указанные профессионалами недостатки помогли самодеятельному
художнику избежать их в дальнейших презентациях.
В 2012 году на средства первичной
профсоюзной организации металлургов и горняков Украины на ПАО «Марганецкий ГОК»
(председатель – А. И. Буряк) был издан альбом И. А. Барнаша «Пейзажные
мелодии», вышедший в запорожском издательстве «Дикое поле» тиражом в 500
экземпляров. Общее впечатление от этого литературно-художественного издания –
это воплощенная в картинах давнишняя мечта, многолетние искания человека,
бесконечно влюбленного в наш прекрасный мир.
С первых лет жизни и работы в
Марганце Иван Александрович максимально проявлял свою одержимость в любви к
горняцкому краю, его природе и истории.
- Мне очень близки красоты
окрестностей Марганца, наверное, потому, что онаи сродни пейзажному колориту
моей малой родины. Я стремлюсь создавать образы, которые мне очень знакомы и
которые меня бесконечно волнуют.
Благодаря его усилиям, всячески
поддерживаемым бывшим директором горно-обогатительного комбината, Героем
соцтруда К. С. Щербиной, ученые Донецкого ботанического сада АН Украины провели
комплексное обследование растительного мира части территории МГОКа, в
результате чего балка Крутенька получила статус заповедной. Работы проводились
на договорной основе за счет средств комбината.
В балке Крутенькой с классом дочери |
Экскурсию в балкке Крутенька ведет Барнаш |
На той же основе археологи
Днепропетровского исторического музея им. Д. Яворницкого провели раскопки
древних курганов, уникальных памятников культуры, попадающих в зону ведения
горных работ как подземным, так и открытым способами. Найденные интересные
экспонаты хранятся в фондах музея.
Несмотря на возраст, постоянную
занятость (ведь Иван Александрович до недавнего был председателем совета
ветеранов МГОКа), он ведет постоянную работу по охране природы, пропагандирует
любовь к ней и к изобразительному искусству посредством бесед, организации
выставок и других массовых форм популяризации.
Во время одной из творчесих встреч |
Я рассказала об Иване
Александровиче Барнаше, человеке неординарном и хорошо знакомом марганчанам,
совершенно в нетрадиционном для себя стиле. Это своего рода пример для тех
одержимых, кто решил сделать себя сам. Дерзайте, марганчане, и у вас, как и у него, все получится! Надо
только очень верить в себя, в свою звезду.
Вера ХВОСТИК.
Комментариев нет:
Отправить комментарий